Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Для реализации требований Программы и ФГОС ДО пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки», «мастерские» и пр.), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Разделение пространства в помещении группы на центры активности способствует большей упорядоченности самостоятельных игр и занятий и позволяет детям заниматься конкретной деятельностью, используя конкретные материалы, без дополнительных пояснений и вмешательства со стороны взрослого. Кроме того, наличие центров активности помогает детям лучше понимать, где и как работать с материалами.
Примерный перечень центров активности
Центр строительства Обычно это самый популярный у детей, особенно у мальчиков, центр. Важно хорошо зонировать (выделить) этот центр, чтобы проходящие мимо не разрушали постройки.
Центр для сюжетно-ролевых игр Эти центры можно поставить рядом или объединить. Если в этом центре есть мягкая детская (кукольная) мебель, то центр может послужить и местом отдыха.
Уголок для театрализованных (драматических) игр
Центр (уголок) музыки
Центр изобразительного искусства Лучше располагать недалеко от раковины.
Центр мелкой моторики При нехватке пространства эти центры можно разместить в спальной комнате, кроме того, их можно объединить или совместить.
Центр конструирования из деталей (среднего и мелкого размера)
Уголок настольных игр Эти центры лучше расположить рядом, и при нехватке места их можно объединить или совместить.
Центр математики
Центр науки и естествознания
Центр грамотности и письма Эти центры часто размещают в спальной комнате, и при нехватке места их можно объединить или совместить.
Литературный центр (книжный уголок)
Место для отдыха Уголок уединения Можно организовать в любом тихом уголке на 1–2 человек. Центр песка и воды Лучше располагать рядом с умывальной комнатой. Этот центр не постоянный, его ставят и убирают, в зависимости от задач программы.
Площадка для активного отдыха (спортивный уголок)
Место для группового сбора
Место для проведения групповых занятий
Место для приема пищи (детское «кафе»)
Обычно в детском саду нет достаточного пространства для полноценной организации этих трех центров, поэтому эти центры объединяют в один многоцелевой полифункциональный центр. В этом случае особо важна трансформируемость среды. Наличие легких штабелируемых столов и стульев позволяет с участием детей быстро преобразовывать пространство и освобождать место для группового сбора, либо переставлять мебель для целей занятий, либо для приема пищи и т.д.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
фортепиано
музыкальный центр
синтезатор
магнитофон
проектор
экран
Детские музыкальные инструменты:колокольчики, ложки, металлофоны, бубны, маракасы,
треугольники,молоточки,погремушки
атрибуты для занятий и развлечений
сценические костюмы
Доска магнитная учебная
Костюмы взрослые:Дед мороз, Снегурочка, Осень, Весна, Лето, Лиса, Парики др
Костюмы детские:Сарафаны народные, Блузы народные, Рубашки народные, Платки, Банданы, Пилотки солдатские,Воротники матросские
Маски детские карнавальные
Картины-пособия по слушанию музыки
Игрушки мягкие и другие необходимые пособия для занятий музыкой
Детские столы и стулья для индивидуальной и коллективной работы
Настенное зеркало
Лампа
Магнитофон
Демонстрационно-наглядный материал по всем разделам программы
Звуковые линейки
Дидактические игры
Картинки для артикуляционной гимнастики
Речевые диагностики
Картинки по звуковому произношению
Буквы для занятия
Карточки на развитие логического мышления, памяти и внимания
Стол для песочной терапии
Аквариум
Методическая литература.
Наличие оборудованных библиотек
Специального оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда в ДОУ не предусмотрено. Библиотечный фонд располагается в методическом кабинете, в котором собрана литература, необходимая для работы с детьми, родителями и педагогами:
• методическая литература по всем направлениям в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов
— Физическое развитие
— Социально-коммуникативное развитие
— Познавательное развитие
— Речевое развитие
— Художественно-эстетическое развитие
• детская художественная литература (фольклор, поэзия, сказки, былины, рассказы, повести и т.п.).;
• периодическая печать по вопросам дошкольного образования (журналы «Дошкольное образование», «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Воспитатель ДОУ», «Ребёнок в детском саду», и т.д.
Библиотечный фонд учреждения регулярно пополняется.
В групповых помещениях детского сада организован литературный центр (книжный уголок), в котором размещены книги для дошкольников в соответствии с возрастными особенностями, книги по интересам, книги и портреты разных писателей и поэтов.
Наличие оборудованных объектов спорта
Мягкие модули
Коврики массажные
Спортивная сетка
Мячи массажные
Маты детский
Мячи резиновые
Канат
Палки гимнастические
Обручи, скакалки, ленточки, кубики
Дуги для подлезания
Бревно гимнастическое
Мешочки с песком
Гимнастическая стенка
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
В ДОУ имеются следующие средства обучения :
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы ( образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
- учебные приборы (компас, барометр, осадкомер, снегомер, солнечные часы.ветряной рукав, флюгер, микроскопы, колбы, и т.д.);
- тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.
Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.
Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.
Для физического развития в группах оборудованы физкультурно-оздоровительный центры (спортивные уголки в группах) , в которых имеются: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, спортивные тренажеры, обручи, мячи разных размеров, скакалки, кегли, малый, кольцеброс, мяч баскетбольный, теннисные ракетки, маски и атрибуты для подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям, центры здоровья и физкультуры, в которых имеется различное оборудование:
На участке детского сада оборудована спортивная площадка для занятий детей на улице, на которой имеются пособия для равновесия, для укрепления мышц рук, развития ловкости, лазанья, беговая дорожка, яма для прыжков, баскетбольное кольцо, ворота для игры в футбол.
Игровые площадки оснащены песочницами, качелями, столиками для игр и занятий; растет множество видов деревьев, цветущие кустарники, разбиты цветники.
Коллектив ежегодно облагораживает игровые площадки, пополняя новыми постройками и спортивными сооружениями, малыми архитектурными формами для активной физической деятельности воспитанников.
Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны и функциональны, обеспечивают необходимые условия для самореализации.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям осуществляется только в административных целях.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся | нет доступна |
– собственные электронные образовательные и информационные ресурсы (при наличии) | не имеет |
–сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы (при наличии) | не имеет |
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей